Философия тхэквондо
Закон древнего Востока был аналогичен закону Хамураби - "Око за око, зуб за зуб". Этот закон выполнялся неукоснительно даже тогда, когда причиной чьей-то смерти была случайность.
В подобных условиях, когда спарринг в его современном виде еще не был изобретен, для занимающихся боевыми искусствами было неприемлемо проведение реальных действий против живого соперника как во время тренировок, так и при тестировании техники атакующих и защитных действий. В определенном смысле индивидуальная подготовленность была скрыта до тех пор, пока не был изобретен первый комплекс двигательных действий.
Хъёнги - это комплексы, состоящие из основных атакующих и защитных двигательных действий, выполняющихся в логически обоснованной последовательности. Занимающиеся имитирует поединок с несколькими соперниками. При этом выполняются различные атакующие или защитные действия, соответствующие "складывающейся обстановке".
Использование в тренировке хъёнгов позволяет путем повторения многих связок движений совершенствовать спарринг, повышать гибкость, овладеть техникой передвижений, укреплять мышцы, учиться контролю дыхания, оттачивать плавность и ритмичность движений.
Спарринг может показать, кто из соперников сильнее, но не говорит о том, у кого техника лучше. С этой точки зрения хъёнги являются более чувствительным индикатором уровни индивидуальной техники.
При выполнении хъёнгов следует акцентировать внимание на следующих моментах:
1. Передвижения должны начинаться и заканчиваться в одной и той же точке. Умение добиваться этого свидетельствует о точности движений.
2. При выполнении каждого движения тело должно быть обращено в строго определенном направления, должна применяться правильная стойка.
3. В зависимости от специфики выполняющихся движений, во время хъёнга мышцы то полностью напряжены, то полностью расслаблены.
4. Движения должны выполняться ритмично, "дергания" недопустимы.
5. Чередование ускорений и торможений должно строго соответствовать приводящимся в данной книге рекомендациям.
6. Прежде чем перейти к изучению следующего хъёнга, нужно хорошо освоить предыдущий.
7. Занимающиеся должны знать назначение каждого движения.
8. Каждое движение должно выполняться как во время реального поединка.
В таэквон-до имеется 24 хъёнга. Почему именно 24?
Человеческая жизнь (грубо говоря 100 лет) в масштабе вечности может рассматриваться как день. Таким образом, все люди - простые странники, проходящие перед лицом вечности за один день. Никто не может прожить дольше небольшого отрезка времени, отпущенного ему для жизни. Но, несмотря на это, многие люди так сильно стремятся к материальным благам, как будто они собираются прожить тысячелетия.
Немногом удается оставить грядущим поколениям образцы высокого духа и таким образом обрести бессмертие. Дух вечен, материальные блага - нет. Самым главным в жизни является то, что передается грядущим поколениям.
Я оставляю потомкам таэквон-до. Это мой след в истории, след человека, жившего в конце ХХ-го века. 24 хъёнга символизируют 24 часа в сутках, т.е. мою жизнь.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХЪЁНГОВ
Название хъёнга, число движений, а также диаграмма перемещений символизируют либо героев корейского народа, либо знаменательные даты в истории Кореи.
ЧОН-ЗИ
Это слово переводится как "рай земной". На Востоке оно интерпретируется как создание мира и зарождение истории человечества. Это первый хъенг, с которым знакомится новичок. Он состоит из двух частей, первая из которых символизирует Землю, а вторая - Небеса.
ДАН-ГУН
Хъёнг назван в честь Дан-Гуна - легендарного основателя Кореи (2333 г. до н.э.).
ДО-САН
Название хъёнга является псевдонимом известного патриота Aхн Чанг-Хо (1876-1938 гг.). Включение в хъёнг 24 двигательных действия символизируют годы жизни, посвященные этим человеком просветительской деятельности и участию в движении за освобождение Кореи.
ВОН-ХЙО
Хъёнг назван в честь монаха, познакомившего в 686 году до н.э. династию Силла с буддизмом.
ЙУЛ-ГОК
Название хъёнга является псевдонимом великого философа и учителя Йул (1536-1584 гг.), прозванного "Корейским Конфуцием". Включение в хъёнг 38 двигательных действий символизирует место рождения этого человека - 38 параллель, а диаграмма движений - иероглиф, соответствующий слову "учитель".
ЗУНГ-ГУН
Хъёнг назван в честь известного патриота Ахн Зунг-Гуна, убившего первого японского генерала правителя Кореи Хиро Буми Ито, способствовавшего захвату Кореи Японией. Включение в хъёнг 32 двигательных действий символизирует возраст Ахн Зунг-Гуна во время его казни в тюрьме (1910 г.).
ТОЙ-ГЙЭ
Название хъёнга является псевдонимом жившего в XVI веке учителя Юи Хванга, известного авторитета неоконфуцианизма. Включение в хъёнг 37 двигательных действий символизирует место рождения этого человека - 37 параллель, а диаграмма движений - иероглиф, соответствующий слову "учитель".
ХВА-РАНГ
Хъёнг назван в честь молодежного воинского движения, организованного в VII веке во времена правления династии Силла. Включение в хънег 29 двигательных действий символизирует номер воинского подразделения, в котором осуществлялся процесс трансформирования таэквон-до в современное боевое искусство.
ЧУНГ-МУ
Название хъёнга является псевдонимом великого адмирала Юи Сун-Шина - изобретателя боевого корабля (в 1592 г.), ставшего прообразом современных подводных лодок. Хъёнг заканчивается ударом левой рукой, что символизирует скоропостижную кончину этого человека, так и не успевшего полностью раскрыть свою непоколебимую преданность королю.
КВАНГ-ГЭ
Хъёнг назван в честь IXX-го короля династии Когурьйо, возвратившего во владение государства ранее утраченные территории, включая большую часть Манжурии. Диаграмма движений символизирует утрату и возврат территорий, а включение в хъенг 39 двигательных действий - первые две цифры года начала его правления (391 г. до н.э.).
ПХО-ЙЭН
Название хъёнга является псевдонимом известного поэта Чонг Монг-Чу (XIV век), чьи слова "Я не буду служить новому хозяину, пусть даже меня казнят сто раз" известны каждому корейцу. Чонг Монг-Чу также известен как один из первых ученых-физиков. Диаграмма движений символизирует непоколебимую преданность королю и стране.
ГЭ-БЭК
Хъёнг назван именем генерала времен правления династии Бэк Же (660 г. до н.э.). Диаграмма движений символизирует строгость военной дисциплины.
ЫЙ-АМ
Название хъёнга является псевдонимом Сон Бйонг Хи - лидера движения за независимость Кореи. Включение в хъёнг 45 двигательных действий символизируют возраст этого человека, когда он в 1905 г. сменил свое имя с Донг Хзк ("Восточная Культура") на имя Чондо Кйо ("Небесная Религия"), Диаграмма движений символизирует несгибаемость его духа, проявленного во время жизни, посвященной борьбе за процветание родной страны.
ЧУНГ-ЗАНГ
Название тыла является псевдонимом жившего в XIV веке генерала Ким Дук Рйанга. Хъёнг заканчивается ударом левой рукой, что символизирует скоропостижную кончину этого человека в возрасте 27 лет, так и не успевшего достичь вершив своего развития.
ДЖУЧЕ
Хъёнг назван в честь философской идеи, заключающейся в том, что человек - хозяин всего мира и своей судьбы. Эта идея была рождена на горе Баэкду, являющейся символом духа корейского народа. Диаграмма движений в тыле символизирует гору Баэкду.
САМ-ИЛ
Хъёнг назван в честь исторической даты - начала движения за независимость Кореи (1 марта 1919 г.). Включение в хъёнг 33 двигательных действий символизирует память о 33 патриотах, возглавивших это движение.
Ю-СИН
Хъёнг назван в честь жившего во времена династии Силла генерала Ким Ю Сина. Включение в хъёнг 68 двигательных действий символизирует последние две цифры из года объединения Кореи (б68 г. до н.э.). Исходное положение имитирует удержание рукой меча, располагающегося на правом, а не на левом, как это принято, боку - символ того, что генерал подчинился приказу короля и сражался против своего народа.
ЦОЙ-ЙОНГ
Хъёнг назван в честь жившего во времена династии Корйо главнокомандующего армией генерала Цой Йонга, снискавшего уважение за преданность, патриотизм и гуманизм. Генерал был убит членом своего ближайшего окружения - генералом Юи Сунг Гэ, позднее ставшим первым королем династии Ли.
ЙЭНГ-ГЭ
Хъёнг назван в честь жившего во времена правления династии Когурйо генерала Йэи Гэ Сомун. Включение в хъёнг 49 двигательных действий символизирует последние две цифры из года, когда династия Танг была вынуждена покинуть Корею, после того, как в битве под Анси Сайг (649 г.) потери составили около 300 тысяч солдат.
УЛ-ЗИ
Хъенг назван в честь генерала Ул Зи Мук Дока, успешно защитившего в 612 г. Корею от вторжения миллионной армии династии Танг. Генералом использовалась тактика нанесения ударов с последующим быстрым отходом. Эта тактика позволила рассеять огромные силы врага. Диаграмма движений в хъёнге символизирует подпись генерала. Включение в хъёнг 42 двигательных действий символизирует возраст автора, в котором он изобрел этот хъёнг.
МУН-МУ
Хъёнг назван в честь ХХХ-го короля династии Силла. Его тело похоронено у подножья Великой Королевской Скалы. Король завещал похоронить его в море, чтобы его душа защищала Корею от морских вторжений японцев. Специальный каменный саркофаг, являющийся и по сей день памятником культуры, был сделан, чтобы защитить его гроб. Включение в хъенге 61 двигательного действия символизирует последние две цифры из года начала царствования короля (661 г.).
СО-САН
Название хъёнга является псевдонимом монаха Цой Йонг Унта (1520-1604 гг.). Включение в хъёнг 72 двигательных действий символизирует возраст монаха, в котором он совместно со своими сподвижниками из Са Мюнг Данга организовал корпус монахов-воинов. Эти воины противостояли японским пиратам, часто совершавшим набеги на Корейский полуостров.
СЭ-ЗОНГ
Хъёнг назван в честь величайшего из корейских королей Сэ Зонга, изобретателя корейского алфавита (в 1443 г.), известного метеоролога. Диаграмма движений символизирует слово "король". Включение в хъёнг 24 двигательных действии символизирует число букв в корейском алфавите.
ТОНГ-ИЛ
Хъёнг назван в честь идеи объединения Северной и Южной Кореи в единое государство, разделение которого произошло в 1945 г. Диаграмма движений в тыле символизирует гармоничную расу.
Добок - это костюм из легкого белого льняного полотна, состоящий из куртки с запахивающимися полами или надевающейся через голову (современная версия), брюк и пояса (tti).
Куртка должна прикрывать зад, и ее рукава достают по меньшей мере до более чем половины предплечья, по большей - до запястий.
Брюки должны быть сшиты так, чтобы в них можно было сделать боковой шпагат. В длину они, по крайней мере, достигают щиколоток.
Пояса (tti) должно хватить, чтобы 2 раза обернуть его вокруг талии, причем после завязывания специальным узлом оба конца пояса свешиваются вниз на одинаковую длину между 25-30 см.
Куртка обладателя дана должна иметь воротник с черным бортом.
Чтобы после тренировки не идти в мокрых от пота трусах, рекомендуется надевать под брюки спортивные плавки.
Завязывание пояса:
1. Пояс закрепляется так, чтобы оба конца были одинаковой длины и его середина была на животе. Оба конца заводятся назад и идущий с правой стороны конец за спиной подсовывается вниз по идущий слева.
2. Подсунутый вниз конец ведется вперед к середине живота, где он снова выходит снизу из-под пояса и свешивается вниз. Другой конец ведется поверху и спереди просовывается снизу вверх под оба слоя пояса. Пояс затягивается туже с помощью обоих концов. Свисающий вниз конец теперь гладкий, т.е. не перекручивает пояс. Теперь надо завязать конец сверху и затем тянуть за оба конца пояса, пока узел не будет завязан прочно.
3. Пояс лишь тогда завязан правильно, если оба его конца имеют одинаковую длину.
В начале обучения тхэквондо спортсмен знакомится с формой одежды "Добок" и изучает этикет, который преподает ему тренер. Добок - специальная одежда для обучения, в которой дух Кореи и столетних традиции.
Добок состоит из брюк, верхнего предмета одежды и пояса, добок подобен национальной Корейской одежде. Происхождение добка неизвестно. Имеются, однако, отдаленные записи показывающие использование костюмов в еще периоде королевств Когурё, Пэкчё и Силла (см. историю). В ранних Китайских хрониках встречаются записи следующего содержания: "люди в королевстве Когурё носят белые костюмы с черными шелковыми поясами вокруг талии."
Предполагается, что эти белые костюмы могли быть повседневной одеждой. Также считается, что длинный верхний предмет одежды и брюки, состоял из той же самой ткани, что и найденная в захоронениях трех королевств.
Добок, представляющий собой подобие традиционной Корейской одежды олицетворяет собой союз геометрических фигур: круг, прямоугольник и треугольник. Линия талии - круглая форма, прямоугольник - штанины и треугольная область бедра. Верхний предмет одежды сделан согласно тому же самому способу.
Добок, который сильно отличается от обычной одежды, несет дух традиций это аргументирует его ношение и стимулирует к более серьезному подходу во время занятий тхэквондо.
Круг обозначает небеса, прямоугольник землю и треугольник человека. Три символа - основание всеобщей гармонии. Традиционные Корейские костюмы основаны тех же трех символах.
Согласно Инь и Янь концепции человек - малая общность всеобщего бытия, брюки являются Инь - землей, верхний предмет одежды символизирует Янь - небеса, пояс символизирует самого человека.
Добок и пояс не имеют четких ограничивающих линий, однако они образуют единую сущность, весьма трудно представить добок как результат дизайнерсокй находки одного человека. В начале добок был сделан только в белом цвете. В 1970 произошло разделение однородного черного цвета для V-образного выреза на взрослый и юношеский варианты. Детский вариант имеет имеет красно - черные полосы в отличие от взрослого с однородной черной полосой.
Белый цвет добка означает общность с окружающим миром и духовным совершенством. Согласно корейской философской традиции, всеобщее начало символизируется белым цветом.
Причина появления V-образного выреза состоит в том, что необходимо было устранить неудобство традиционной корейской одежды с неким подобием шарфа на шее, который бы ослаблялся во время занятий тхэквондо и мешал сосредоточенности спортсменов. V-образный вырез опрятнее и более удобен в носке.
Добок - не только костюм для ежедневных занятий тхэквондо, но также и форма для участия в официальных соревнованиях всех уровней, включая Олимпийские Игры. Добок символизирует чистоту намерений, традиционность, почитание и знание этикета тхэквондо.
Новичок начинает с белого пояса (10-й гып), проходя через 9 гып, затем 8-й гып, и так далее до 1-го гыпа. Начиная с белого (10 гып) по красный пояс (2 гып), аттестация проходит обычно раз в три месяца. Владелец красного пояса с черной полоской (1 гып) должен тренироваться как минимум полгода, прежде чем он сможет сдавать на 1-й дан. Каждый может получить черный пояс 1-й дан через 2,5 - 4 года, в зависимости от способностей, частоты тренировок и частоты проведения аттестаций.
В течении учебного года спортсмены от 8-ми лет и выше обязаны аттестоваться не менее двух Гыпов, участвовать в двух аттестациях (пример: декабрь -10 Гып; май - 9 Гып.)
Цветные пояса:
«Полоска» (дети от 4-х до 8-ми лет)
10 Гып (белый пояс)
9 Гып (белый пояс с жёлтой полосой)
8 Гып (жёлтый пояс)
7 Гып (жёлтый пояс с зелёной полоской)
6 Гып (зелёный пояс)
5 Гып (зелёный пояс с синей полосой)
4 Гып (синий пояс)
3 Гып (синий пояс с красной полосой)
2 Гып (красный пояс)
1 Гып (красный пояс с чёрной полосой)
Черные пояса:
1-3 Дан Помощник инструктора
4-6 Дан Международный инструктор
7-8 Дан Инструктор-мастер
9 Дан Грандмастер
Значение цвета пояса:
Белый - Цвет снега, цвет рождения жизни, цвет начала нового года, цвет чистого листа, на котором еще только предстоит написать первые строки тхэквондо. Белый пояс - пояс для начинающих заниматься тхэквондо.
Желтый - Цвет восходящего весеннего солнца, цвет утренней зари, цвет начала года и начала дня. Олицетворяет начало долгого пути, который еще только предстоит пройти ученику, он уже встал на правильную дорогу, солнце тхэквондо осветило его своими лучами, но это только первые шаги.
Зеленый - Цвет расцветающей природы, цвет лета. На этом уровне учитель видет, что в ученике уже проростают посеянные зерна, но эти зерна еще очень маленькие и слабые. Ученик делает первые шаги в понимании и восприятии тхэквондо и себя как единого целого.
Синий - Цвет неба и морских глубин. Ученик, носящий этот пояс, задумавается о необъятности мира, непознаваемости всего тхэквондо, осознает что он частица целого. Обладатель синего пояса поднимается на новые высоты тхэквондо и одновременно опускается в неизведанные глубины философии боевого искусства.
Красный - Цвет спелости плодов и зрелости знания, цвет осени - времени сбора урожая и подведения итогов. Обладатель красного пояса должен посмотреть на пройденный путь и определить новые цели и новые задачи.
Черный - Цвет мудрости. Черный цвет объединяет в себе все цвета спектра - он постиг все ступени тхэквондо, прошел все стадии от белого до красного. Обладатель черного пояса - боец постигший технику, мораль, культуру и этикет тхэквондо.